
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге
Задать вопросМудрая китайская поговорка очень точно отражает идею наших отношений с детьми:
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я, может быть, запомню. Дай мне сделать самому – и я пойму на всю жизнь».
Без сомнения, каждый родитель очень любит своего ребенка. Все мы думаем о судьбе своих детей, о том, что их ждет, как обеспечить их будущее. Ни для кого не секрет, что современные дети отличаются от своих сверстников, которые росли 15-20 лет назад: загруженность общества информацией так или иначе накладывает отпечаток на становление человека в целом. Они более независимы, более открыты, практически каждый ребенок уже с детства знаком с компьютером, мобильным телефоном. И это вполне естественно, меняется общество, меняемся мы сами. Изменившиеся современные условия жизни, требуют уже иных качеств от подрастающего поколения.
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности (об этом говорят уже с 90-ых годов) неосуществима традиционными подходами к образованию школьников.
Что это за стандарты и чем они будут отличаться от предыдущих?
Под стандартами понимаются требования к результатам и качеству образования. Предыдущие образовательные стандарты были ориентированы только на сформированность у учащихся знаний, умений и навыков по различным предметам. Считалось, что для успешной адаптации выпускника школы достаточно усвоить общеобразовательную программу. Но мы-то с вами знаем, что на практике зачастую оказывается совсем не так. На современном этапе развития общества только лишь багажа знаний становится недостаточно. Научно-технический прогресс человечества продвинулся настолько вперед, и с каждым годом объем информации увеличивается в 5-6 раз. Таким образом, даже если школьное обучение растянуть на 12 лет, этого времени окажется мало, чтобы учащиеся смогли познакомиться с новыми знаниями, накопленными человечеством.
Поэтому перед образованием встал вопрос: чему и как учить детей?
Формируются современные представления о фундаментальности образования – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться». Таким образом, конкурентоспособность и безопасность личности и нации определяются сегодня, в первую очередь, не тем или иным уровнем сформированности у учащихся ЗУН (знаний, умений и навыков) по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Принципиальное отличие новых образовательных стандартов заключается в том, что целью здесь является не предметный, а личностный результат.
Во главу угла ставится личность ребенка. Где же, как не в семье формируется личность?
Еще Ж.-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Родители и воспитатели детского сада являются теми предыдущими по отношению ко всем остальным: учителю начальных классов и учителям предметникам. Как справедливо отметила Марина Цветаева, человека нужно искать в детстве – там корни. Скажи мне, как прошло твое детство, и я скажу, что принесет тебе будущее…
Детство – тот уникальный период, когда закладываются черты характера, формируются основные модели поведения, отношение к себе и к окружающему миру. Вот почему так важно не пропустить столь значительный этап формирования человека, как его детство, и по возможности предложить ребенку конструктивные, позитивные, жизнеутверждающие идеи.
Задача взрослых заключается не просто в подготовке ребенка к школе: ознакомлении с явлениями окружающего мира, помощи в овладении навыками чтения и письма, формировании элементарных математических представлений. Самое главное – мы должны заложить прочный фундамент для успешной и счастливой жизни в будущем.
Из чего же складывается эта успешность?
Как можно научить ребенка успешности?
Давайте попробуем составить «портрет» успешного человека.
Это человек, который:
Задача взрослого – не отсекать даже самые абсурдные детские варианты ответов, подвести ребенка к тому, что просто в данной ситуации этот способ не подходит. И так, из занятия в занятие, системно дети сталкиваются с ситуациями затруднения и сами преодолевают их. Это способствует формированию такого важного качества, как стрессоустойчивость.
Стрессоустойчивость – это способность человека адаптироваться к различным благоприятным и неблагоприятным условиям среды, не пасовать перед трудностями, а стараться искать и находить наиболее оптимальный выход из любой жизненной ситуации. Кроме того, это еще является хорошей профилактикой наркомании. Учеными доказано, что на формирование предрасположенности к наркозависимому поведению существенно влияет такая психологическая особенность личности, как низкая стрессоустойчивость.
Дети сталкиваются на занятиях с затруднениями, пытаются самостоятельно их решить и, естественно, совершают ошибки. Ведь ситуацию затруднения создается взрослым сознательно, заведомо зная, что для решения данной задачи у детей не хватает определенных знаний или умений.
Как результат, у самих детей возникает потребность узнать, научиться.
И если на занятиях по традиционной системе совершить ошибку – это плохо и стыдно (нас учили именно так!), за нее ребенок получает негативную оценку и нарекание со стороны взрослого. То теперь педагогу/тренеру очень важно дать ребенку возможность совершить ошибку, не торопить его своими подсказками, и тем более не ругать за неправильный ответ.
Пусть ребенок ошибется, а затем САМ найдет свою ошибку, признается в том, что он чего-то не знает.
Маленький человечек начинает понимать, что ошибаться – не страшно, главное – научиться извлекать уроки из своих ошибок, искать способы их устранения. Признавая право ребенка на ошибку, мы способствуем развитию его адекватной самооценки, снижаем уровень тревожности.
Что еще мы делаем, чтобы сформировать у ребенка уверенность в своих силах, положительное отношение к самому себе?
На занятии создается ситуация успеха для каждого ребенка.
Очень важно на любом занятии заметить и отметить пусть даже самую маленькую победу каждого. Тогда ребята с удовольствием занимаются, стараются, получают жизненно важную установку:
«Я могу!»
много заданий, которые дети выполняют в группах. Мы учим детей договариваться между собой, выражать свою точку зрения. Если между детьми возникают какие-либо трения, тренеру/взрослому не следует сразу же бежать на помощь, надо дать возможность детям самим разрешить конфликтную ситуацию. Все это им обязательно пригодиться и в школьной и во взрослой жизни.
Говоря о том, что мы учим детей ставить цели, находить способы и средства достижения этой цели, отстаивать свое мнение, обязательно стоит помнить о воспитательной стороне занятий. Нельзя, чтобы у них сформировалась установка «Цель любой ценой!» Очень важно сформировать в наших детях правильные ценностные ориентиры: уважение и терпимость к окружающим людям, бережное отношение к своему здоровью, к природе. Обо всем об этом и многом другом мы говорим с ребятами на занятиях.
И, конечно же, не стоит забывать, что все наши занятия проходят в игре. Игра, как вы помните, ведущая деятельность у детей, но 21 веке эта деятельность характерна и для взрослых.
Формируется ценная установка на всю жизнь:
«Учиться – интересно!»
Так мы формируем важную характеристику личности – готовность к самообучению и саморазвитию.
Усилия взрослых встречаются и взаимодействуют с собственной активностью ребенка, которую можно описать в виде коротких фраз:
Как видите, детей надо готовить не просто к школе, а к жизни.
Итак, давайте, подведем итоги. Что делает взрослый (тренер, родитель), который способствует развитию ребенка, росту его личности, его культурному обогащению? Вот далеко неполный список форм участия:
Мы уверены, что если мы объединим свои силы, и будем воспитывать наших детей, придерживаясь единых принципов воспитания, то поможем им стать более успешными и счастливыми!